Франц Петр Шуберт (31 января 1797 г. — 19 ноября 1828 г.) был одним из выдающихся композиторов эпох классического и романтического периода. Хотя его жизнь и карьера были относительно короткими, музыкальный вклад был выдающимся. После смерти Шуберт стал одним из самых известных и признанных критиками композиторов 19-го века.
Быстрые факты: Франц Шуберт
Род занятий: композитор, музыкант
Родился 31 января 1797 года в Вене, Австрия.
Умер: 19 ноября 1828 года в Вене, Австрия
Образование: Stadtkonvikt (Императорская семинария)
Известные произведения: Фортепианный квинтет ля мажор, D. 667 (Форелевый квинтет); Симфония № 8 си минор, D. 759 (Незаконченная симфония)
Музыкальное детство
Франц родился в Вене, был двенадцатым ребенком своих родителей Франца и Марии. Семья была католической. Старший Франц Шуберт, который происходил из семьи чешских крестьян, был школьным учителем в местном приходе. Мария, дочь слесаря, до замужества работала горничной. Хотя Франц был двенадцатым ребенком пары (из четырнадцати), только пять из их детей пережили младенчество.
В детстве Франц учился игре на фортепиано у своего старшего брата Игназа. К шести годам он был зачислен в приходскую школу своего отца. В течение этих нескольких лет Франц взял в руки скрипку. Он присоединился к хору и поразил местных учителей своим потрясающим природным талантом к музыке. К тому времени ему было одиннадцать лет, и он был принят в Императорскую семинарию на музыкальную стипендию. Франц также привлек внимание Антони Сальери, известного и влиятельного композитора и музыканта того времени.
В Императорской семинарии Франц получил частные уроки по теории музыки и композиции от Сальери, который считал мальчика потенциальным музыкальным гением. Францу была предоставлена привилегия руководить оркестром семинарии — первым оркестром, для которого он написал. В шестнадцать лет Франц сочинил свою первую симфонию — «Симфония №». 1 ре мажор.
Школьный учитель
Франц Шуберт получил образование учителя, и в 1814 году вернулся домой, чтобы преподавать в школе своего отца, приняв на обучение самых маленьких учеников в приходе. Хотя он продолжал брать уроки у Сальери, Шуберт был дико несчастен.
Его страдания только усугубились, когда его первая любовь закончилась несчастливым концом. В 1814 году он встретил сопрано по имени Тереза Гроб и влюбился в нее. На самом деле он написал несколько своих работ, вспоминая о ней и в ее честь. Она спела часть его музыкальных произведений в приходе. Однако в то время существовал строгий закон, который требовал от мужчин, подающих заявление на выдачу свидетельств о браке, доказать, что они могут финансово содержать семью. Заявление Шуберта на должность преподавателя музыки в Словении было отклонено, и он не смог сделать предложение Терезе.
Она вышла замуж за пекаря несколько лет спустя.
В музыкальном плане 1815 год был плодовитым для Шуберта, и он продолжал дружить с другими музыкантами. Тем не менее, его годы в качестве школьного учителя были отмечены сильным несчастьем, возможно, поднявшись до уровня депрессии. Франц фон Шобер, другой музыкант, пригласил Франца переехать в его жилище, чтобы он наконец смог покинуть дом своего отца. Франц согласился, и как только он ушел, он стал больше, чем когда-либо, сосредоточиваться на своих композициях. На своем пути он также встретил нескольких друзей, таких как Иоганн Майкл Фогль и Джозеф Хаттенбреммер, которые впоследствии стали великими сторонниками его музыки.
Этот период длился недолго. К 1817 году Шуберт снова преподавал, на этот раз в новой школе своего отца в другом районе Вены. Он подал заявку на членство в элитном музыкальном обществе, но был отклонен на том основании, что не был достаточно любителем, чтобы претендовать на это членство. В 1818 году Шуберт покинул школу своего отца, чтобы служить частным репетитором знатной венгерской семьи Эстерхази. Шуберта также оставлял себе свободное время, чтобы вернуться к сочинению.
Музыкальный Пик
Композиции Шуберта в период 1819-1820 годов были более зрелыми и музыкально сложными, чем его ранние работы. Хотя он был в состоянии заставить пьесы исполняться для более широкой аудитории, Шуберт изо всех сил пытался заставить музыкальных издателей взять на себя его произведения. Он также попробовал свои силы в сочинении для сцены, написав почти двадцать опер, но каждая из них была либо отклонена, либо была жалким провалом.
Несмотря на провал его опер, другие сочинения Шуберта быстро прославились.Gesellschaft der Musikfreunde, который ранее отклонил его заявку, наконец, принял его, что открыло его музыку для многих других выступлений. Эти выступления, в свою очередь, привлекли внимание некоторых влиятельных членов группы, которые также оказали влияние на общество в целом. Их поддержка работы Шуберта привела к его продолжающейся восходящей траектории карьеры, и он стал известен более широкой аудитории.
Шуберт жил и работал в Вене до 1828 года. Хотя он и Бетховен не были близки, смерть Бетховена в 1827 году сильно повлияла на Шуберта и его музыку. Именно в годовщину смерти Бетховена, 26 марта 1828 года, Шуберт дал свое единственное публичное исполнение своей собственной музыки.
Последние годы и музыкальное наследие
К середине 1820-х годов здоровье Шуберта стало ухудшаться. Вполне вероятно, что он страдал от сифилиса и использовал ртуть, которая была распространена в то время, в попытке вылечить его. В конце 1828 года он начал рассказывать своим друзьям, что, по его мнению, он умирает. Многие из его симптомов соответствовали симптомам отравления ртутью или брюшного тифа, и его здоровье быстро ухудшалось. Один из друзей, Карл Хольц, посетил Шуберта в последние дни. По просьбе Шуберта Хольц взял с собой свой струнный квартет и сыграл квартет Бетховена в качестве финальной музыки, которую услышит Шуберт.
Шуберт умер 19 ноября 1828 года в Вене. Его причина смерти была официально зарегистрирована как брюшной тиф. Сначала он был похоронен на венском кладбище возле могилы Бетховена; останки обоих мужчин были позже перемещены на центральное кладбище города, где они покоятся около Брамса и Штрауса.
Несмотря на свою короткую жизнь, Шуберту удалось написать более 1500 произведений различной длины. Его стиль был известен своими экспериментами с формой и акцентом на милые мелодии. После его смерти многие музыканты того времени, а также последующих поколений продолжали исполнять его произведения, и наследие Шуберта вышло далеко за пределы того, чем он наслаждался в течение своей жизни.
Сегодня Шуберт считается одним из величайших и самых популярных композиторов классической музыки.