План:
1. Биография автора
2. Общая характеристика помещиков
3. Образ Манилова
4. Образ Ноздрева
5. Образ Коробочки
6. Образ Собакевича
7. Образ Плюшкина
8. Образ Ноздрева
Николай Васильевич Гоголь, задумывая своё произведение «Мертвые души», одной из главных своих целей считал показать людей всех сословий российского общества 19 века. Читатель встречается с городскими чиновниками, губернатором, с помещиками — Маниловым. Ноздревым, Собакевичем, с представителями народа, с главным героем Чичиковым.
В этом порядке, в котором Гоголь знакомит читателей с помещиками есть глубокий внутренний смысл: писатель стремится раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих качеств, деградацию человека, омертвение его души. Создавая широкую картину жизни дворянства, Гоголь рисовал портреты ничтожных людей.
Его помещики не злодеи, а обычные мирные для данной среды люди. Но всё, что их объединяет и делает непривлекательными — это то, что все они — душевладельцы. Для них в крепостном нет человека, а есть раб, вещь. «Мертвые души» развенчивает миф о добром хозяине помещике.
Обличение помещичьего уклада жизни начинается с описания образа жизни Манилова. Приятнейшая Маниловская улыбка для всех — это признак глубокого равнодушия к окружающим. Он не испытывает ни гнев, ни скорбь, ни глубокую человеческую радость. Его мир очень узок и жизнь никчемна и бездеятельна. Все его мечты — это пустые надежды.
Работая над образом Ноздрева, автор разоблачает персонажа через его монологическую речь. Он использует бранные слова, постоянно врёт, безудержен в страстях, картёжник, пустослов. Его основная сущность — это пошлость во всем, а также уверенность, что ему всё позволено, так как он помещик дворянин, хозяин жизней.
Интересен образ Коробочки. Весь смысл её жизни сводится к накоплению и продаже. Она боится всё время «продешевить». Это её роднит и с Собакевичем, другим помещиком, которого даже не удивил акт покупки мертвых душ. Главное — не продешевить.
Крепостническая действительность воспитала расчетливых Коробочек, Собакевичей, занятых исключительно накоплениями.
Особый интерес вызывает тема нравственного падения, духовной смерти помещика Плюшкина. Плюшкин последний портрет в галерее помещиков и от образа к образу нарастает духовное омертвление и аморальность «Мертвых душ». Трагизм Плюшкина заключается в том, что он утратил связь с людьми и в родных и близких он видел только врагов, готовых расхитить добро.
Через все эти образы Гоголь показал нравственных уродов, утративших всё человеческое. Он сумел дать такую убийственную картину дворянских домов, глупой, ненасытной жизни их хозяев, крепостничества, которые уничтожают все светлые чувства души в жителях страны.