«Человек! Это – великолепно! Это звучит гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть…
Не унижать его жалостью, уважать надо!»
(М.Горький «На дне»)
Пьеса вышла в начале 20 века и заставила очень многих задуматься о месте человека в обществе.
Её впервые поставил Московский Художественный театр, который принёс известность М.Горькому как драматургу. Она показала, что писатель пошёл своим путём. Поднял вопросы, до того времени не затрагивавшиеся другими писателями, показал совершено новых героев – людей живущих в самом низу современного общества.
Пьеса была как гром среди ясного неба, так как выносила приговор капиталистическому обществу, главной целью которого была нажива, обществу, которому плевать на человека с его проблемами, надеждами и чаяниями. Автор чётко показал, кто в действительности является «хозяином жизни» даже в ночлежке. Это зловещие фигуры содержателей ночлежки – старика Костылёва и Василисы, его жены.
Обитатели «дна» — это люди разных социальных слоёв. Барон, который в прошлом имел своё имение, землю, но в силу каких-то причин разорился. Результат – общество его отвергло и он оказался в самом низу, потому что не смог взять себя в руки.
Также Сатин, бывший телеграфист, самый умный из всех, который тоже не удержался на плаву и волею судьбы оказался среди обитателей ночлежки.
Из всех ночлежников автор обращает внимание на две фигуры: Сатина и странника Луку, которые и ведут между собой постоянные дискуссии о месте человека в обществе, о гуманизме.
Беспаспортный бродяга Лука, которого много «мяли» в жизни, стоит на позициях, которые можно охарактеризовать как жалость к себе подобным и пытается одарить ею ночлежников. Он берёт на себя роль утешителя, желающего ободрить человека или же заставить принять его своё нечеловеческое существование. Анне, которая умирает, он советует не бояться смерти: «Дайте покой Анне…». От неё веет покоем, которого она, вечно голодная, никогда не имела.
Актёру, который спился, Лука пытается внушить, и добивается этого, что тот может излечиться. И где? В больнице для больных алкоголизмом совершенно бесплатно, хотя знает, что такой лечебницы не существует: «Ты – лечись! От пьянства лечат, слышишь! Бесплатно…».
Ваське Пеплу и Наташе Лука говорит, что нужно поменять место жительства, уехать на новое место, а конкретно в Сибирь, и там начать жить по-новому.
Эта ложь, как он справедливо думает, поможет на время успокоить человека, отвлечь его от тяжёлой реальности, принесёт ему пользу и изменит жизнь к лучшему.
Луке с его несбыточными фантазиями противостоит философствующий Сатин, который понимает, что старик лжет не потому что хочет получить что-то в замен, а просто из жалости к себе подобным. И он понимает как опасна такая философия. Сатин постоянно говорит о человеке как хозяине жизни. Он один противостоит слепой правде Бубнова или ещё более ничтожной правде Барона. Эти два героя не живут, а плывут по течению жизни, даже не пытаясь что-либо изменить в ней. Особо выступает он против рассуждений Луки, которыми тот пытается, даже сам того не понимая, прикрыть угнетение одним человеком другого.
Автор, в знаменитом монологе Сатина в 4-ом акте, пытается размышлять о новом отношении к человеку. Устами героя он утверждает, что человека не нужно примирять с действительностью, а нужно действительность заставить служить человеку: «Человек – вот правда Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!…Надо уважать человека!»
Сатин провозглашает эти слова против социальной действительности, но сам выхода из создавшегося положения не находит, хотя и верит, что человек способен изменить мир.
В своей пьесе автор одним из первых поднял проблему о предназначении человека. Заставил задуматься над вопросом: «А что такое гуманизм?» Это враньё во благо или же жёсткая оценка существующей действительности? Заставил размышлять над этой проблемой множество людей на планете.
М. Горький выразил свою личную позицию противопоставив мнимому гуманизму подлинное человеколюбие. Показал свою веру в то, что человек способен сам изменить своё существование, свою действительность, мир вокруг.
«Человек – это звучит гордо!» — эти слова долгое время были путеводными в жизни людей, их повторяли и, возможно, повторяют и сейчас…
Сейчас это произведение почти забыто и его не изучают в современной школе… Но это уже другая тема.