«Мысль Семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

В своем романе Толстой отдает самую важную роль «мысли семейной», т.к. считает, что «Прочная семья — основа России». Давайте подробно разберем каждую семью из романа и определим приоритеты писателя в этом вопросе.

Первая семья, показанная в романе — семья Ростовых. В семье Ростовых всегда царит атмосфера гостеприимства и радушия («в доме Ростовых любовный воздух»). Семья состоит из Графа Ильи Ростова, Натальи Ростовы (Шиншиной), их детей: Наташи, Николая, Пети и Веры, а также Сони — племянницы графа Ростова. Хоть Соня и не родная дочь, в доме Ростовых она чувствует себя ни чуть не хуже, ведь ее любят ровно столько же, сколько и остальных детей, что еще раз говорит о доброжелательном настрое семьи. Членам семьи Ростовых не свойственна особая мудрость или интеллектуальность, однако Толстой не показывает это как недостаток, это скорее индивидуальная черта. Зато семья с лихвой компенсирует это своей артистичностью. Все члены этой семьи(кроме Веры) обожают музыку, танцы и праздники: Во время званого обеда старый граф лихо отплясывает «Данилу Купору», привлекая к себе зрителей (««Батюшка-то наш! Орел!» — восклицает няня, восхищенная пляской графа») Нравственность семьи прослеживается, когда Наташа, особо не раздумывая, дает приказ покинуть Москву вместе с ранеными солдатами, оставив имущество врагу.

Очень контрастно показывается семья Болконских. Глава семьи — Князь Николай Андреевич, у него есть дети — Андрей и Марья Болконские. В Доме Болконских всегда царит порядок и дисциплина. Князь Николай научил своих детей тому, что холодный разум, а не эмоции должны управлять жизнью человека («Есть только две добродетели — деятельность и ум»). Из-за этого Николай всегда был отдален от своих детей. Марья Николаевна всегда страдала от этого, и только к концу жизни отца они наконец смогли установить эмоциональную связь, понимание. А вот отношения Марьи и Андрея всегда были очень теплыми, братскими (взять хотя бы сцену, когда Марья одевает на шею брата оберег и просит, чтобы тот никогда его не снимал). Семье Болконских свойственен истинный патриотизм, князь Николай и его сын готовы посвятить себя своей стране и отдать жизнь за Россию.

Абсолютным антиподом чести Болконских и доброжелательности Ростовых выступает семья Курагиных. Готовые на самые низкие поступки, семья Курагиных являет собой воплощение порочности. Они богемны, корыстны и хитры. Семья состоит из главы семейства — графа Василия и троих его детей — Анатолия, Ипполита и Элен. Василий мечтает выгоднее пристроить своих детей («Мои дети — обуза моего существования»). Выступая темной стороной светского общества, эта семья идеально подходит для жизни среди лжи, интриг и сплетен.

В эпилоге романа читатель наблюдает образование еще двух семей — семей Безуховых (Наташа и Пьер) и Ростовых(Марья и Николай). Эти две семьи по мнению писателя представляют собой идеал, основанный на взаимопонимании: Пьера и Наташу роднит то, что они давно искали человека, которому могли бы открыться полностью, и наконец нашли друг-друга, создав семью Безуховых; в случае с Ростовыми — то гармоничное сочетание радушия Николая Ростова и благородного воспитания Марьи Болконской.

В конце Лев Николаевич Толстой хотел показать, что будущее за семьями типа Болконских, Ростовых и Безуховых, ведь мы так и не узнали наверняка, что случилось с младшими членами семьи Курагиных.

Легко сдаем