1. С точки зрения структурализма человеческое сознание является продуктом:
а) речевой деятельности +
б) божественного творчества
в) социальной действительности
2. Впервые в достаточно развернутом виде концепция бессознательного психического была представлена:
а) Декартом
б) Фрейдом
в) Лейбницем +
3. Человеческое сознание отличается от психики животных:
а) способностью воздействовать на окружающий мир
б) способностью более четко отражать окружающий мир
в) способностью к рефлексии, т.е. самопознанию +
4. Свойство самодостоверности сознания проявляется как:
а) интенциональность
б) рефлексивность
в) эвидентность +
5. Что появилось у человека раньше — мышление или язык:
а) язык
б) мышление
в) одновременно +
6. В качестве особого рода реальности сознание не обладает свойством:
а) интенциональности
б) интернальности +
в) рефлексивности
7. Выделите наиболее характерную функцию языка:
а) литературная
б) зеркальная
в) отражательная +
8. Выделите наиболее характерную функцию языка:
а) конструктивная +
б) политическая
в) социальная
9. Выделите наиболее характерную функцию языка:
а) политическая
б) литературная
в) коммуникативная +
10. Согласно теории отражения, сознание:
а) форма отражения действительности +
б) субстанция, которая может существовать вне тела человека
в) жидкость, которая образуется при мыслительном процессе
11. Сознание человека отличается от психики позвоночных животных:
а) наличием абстрактного мышления и речи +
б) наличием опережающего отражения
в) наличием способности работать с реальными предметами
12. В структуре сознания, наряду с мышлением, выделяют:
а) атом
б) волю +
в) врожденные идеи
13. С точки зрения вульгарного материализма сознание:
а) есть субстрат, выделяемый мозгом +
б) есть свойство живой материи
в) есть свойство всякой материи
14. Понятия «мозг» и «материальное» находятся в таком же соотношении, как «сознание» и:
а) реальное
б) физиологическое
в) идеальное +
15. Свойство отражения:
а) глобальное свойство материи +
б) присуще только человеку
в) присуще только живой материи
16. Состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях:
а) сознание +
б) знание
в) познание
17. Первым объединил сознание и психику:
а) Шеллинг
б) Кант
в) Фрейд +
18. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм
б) диалектический материализм +
в) субъективный идеализм
19. Гегель полагал, что сознание:
а) способ самопознания материи
б) зависит от материи
в) автономно от материи +
20. Сознание рассматривается как сложный программный продукт в:
а) платонизме
б) кибернетике +
в) экзистенциализме
21. В какую эпоху сознание начинают рассматривать как функцию человеческого мозга по отражению действительности:
а) Просвещение +
б) Возрождение
в) Античность
22. Бессознательное, по Фрейду, есть:
а) божественное озарение
б) «первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия +
в) стихийные импульсы, исходящие из сферы познания
23. Впервые акт самосознания в качестве условия достоверности познания мира рассмотрел:
а) Бэкон
б) Маркс
в) Декарт +
24. По Фрейду, «Я» и «Оно» находятся в отношениях:
а) «Я» и «Оно» дополняют друг друга
б) постоянного конфликта +
в) между «Я» и «Оно» нет никакой связи
25. В ранней античной философии категория «сознание» определялась через понятие:
а) разум
б) атом
в) душа +
26. Бессознательное в философии:
а) понятие, тождественное психическому
б) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются +
в) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества
27. Важнейшим условием появления сознания у человека является:
а) общение с другими людьми +
б) выработка трудовых навыков
в) обретение политической позиции
28. Философское понятие рефлексии относится к феномену:
а) логического познания
б) эмпирического познания
в) самосознания +
29. Сознание (в форме самосознания) возникает в … летнем возрасте:
а) 2-4 +
б) 5-6
в) 7-8
30. Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе:
а) научного познания
б) взаимодействия человека с реальностью +
в) взросления человека