1. Под влиянием каких факторов формируется и развивается речь ребенка:
а) под влиянием речевого общения с окружающими людьми, чтения, обучения устной и письменной речи +
б) под влиянием различного рода игр
в) под влиянием просмотра фильмов, телепередач
2. Единицей психолингвистического анализа является:
а) визуальные знаки
б) речевая операция +
в) сенсорное восприятие
3. В чем заключается суть проблемы соотношения мышления и речи:
а) в выяснении того, что у ребенка быстрее развивается: мышление или речь
б) в определении общих и различных условий для формирования и развития мышления и речи
в) в решении вопроса о том, как связаны друг с другом речь и мышление человека в филогенезе и онтогенезе +
4. Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности — это … речи:
а) содержательность +
б) действенность
в) понятность
5. К инициальным процессам речевого общения относится:
а) слушание
б) чтение
в) говорение +
6. Точность воспроизведения речи, т.е. степень соответствия акустической формы речевого сигнала его акустическому образу, сформированному в процессе обучения, оценивает:
а) зрительное восприятие
б) слуховая обратная связь +
в) тактильные ощущения
7. Каким образом в речи проявляются индивидуальные (личностные) особенности человека:
а) они проявляются в грамматической правильности, выразительности его речи
б) они проявляются через выбираемые человеком слова и выражения, через значения и смыслы слов, через лингвистические и паралингвистические компоненты его речи +
в) индивидуальные (личностные) особенности человека не проявляются или мало проявляются в характеристиках его речи
8. Чем отличаются психологический и лингвистический подходы к изучению речи:
а) психологический подход к изучению речи заключается в ее использования как средства психодиагностики и психотерапии; лингвистов, со своей стороны, интересуют различия между видами речи
б) психология интересуются тем, как человек осваивает язык и речь; лингвисты этой проблемой не занимается
в) психология изучает речь как познавательный (психический) процесс и его связи с другими психологическими особенностями человека; лингвистика, со своей стороны, исследует виды речи и их лингвистические особенности +
9. Какие аспекты речи участвуют в ее использования как средства общения:
а) значения и смыслы слов, лингвистические и паралингвистические составляющие речи +
б) это звуки, входящие в состав устных речевых высказываний, и знаки, с помощью которых составляются письменные тексты
в) жесты, мимика, пантомимика, звуки и знаки
10. Единицей психолингвистического анализа является:
а) сенсорное восприятие
б) элементарное речевое действие +
в) визуальные знаки
11. Что представляет собой речь как инструмент мышления:
а) это — слова, как понятия, которыми пользуются люди при постановке и решении задач
б) это — способность с помощью речевых высказываний формулировать те или иные мысли, идеи
в) это, прежде всего, внутренняя речь, а также другие ее разновидности, участвующие в индивидуальном или совместном (групповом) мышлении людей +
12. Каковы основные виды речи, изучаемые в психологии:
а) устная, письменная, внешняя, внутренняя, диалогическая, монологическая, вербальная, невербальная +
б) научная, разговорная, устная, нормативная, ненормативная, активная, пассивная, правильная, неправильная
в) литературная, нелитературная, грубая, тонкая, культурная, некультурная, свернутая, развернутая
13. Что представляют собой доводы в пользу социальной теории происхождения речи:
а) ребенок не заговорит ни на одном языке, если его этому языку не обучать; ребенок всегда начинает говорить на том языке, на котором говорят окружающие его люди; существуют разработанные и успешные работающие на практике методы обучения разным языкам и видам речи +
б) человеческая устная и письменная речь существует только у людей; доказано, что люди когда-то придумали языки и продолжают их совершенствовать; практически все знания, которыми обладают люди, представлены в языках
в) люди изобрели и стали печатать книги; количество языков, которыми пользуются люди, растет; лингвистика, или языкознание, относится к гуманитарным и социальным наукам
14. Что представляют собой вербальная и невербальная речь:
а) вербальная — активная речь; невербальная — пассивная речь
б) вербальная это разнообразная речь; невербальная — однообразная речь
в) вербальная — это речь, представленная в словах; невербальная — речь, в которой вместо слов используются другие средства записи или передачи информации +
15. Расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым потоком; это процесс превращения воспринимаемой речи в лежащий за ней смысл:
а) понимание речи +
б) внешняя речь
в) восприятие речи
16. Какую речь называют диалогической и монологической:
а) диалогическая — это речь, обращенная к многим людям, монологическая — речь, обращенная к одному человеку
б) диалогическая — это речь, в порождении и восприятии которой участвуют два человека; монологическая — речь, порождаемая одним человеком +
в) диалогическая — это речь, которая может иметь много различных смыслов (значений); монологическая — речь, имеющая один смысл или одно значение
17. Что представляют собой аргументы в пользу натуральной теории происхождения речи:
а) языки имеются не только у людей, но и животных; давность возникновения и длительность развитие речи у людей; наличие у людей и животных способности произносить одни и те же звуки
б) человек и животные имеют естественное происхождение; жесты и мимика человекообразных обезьян напоминают жесты и мимику животных; речь человека и животных выражает их естественные состояния
в) наличие в мозге человека специализированных центров речи; невозможность обучения животных человеческой устной или письменной речи; высокая скорость усвоения речи детьми в раннем возрасте; одинаковость сроков и законов освоения устной речи детьми, говорящими на разных языках; наличие у детей так называемой «врожденной грамматики» +
18. Что такое эгоцентрическая речь:
а) это речь, полностью сосредоточенная на одном предмете
б) это речь, в которой выражаются индивидуальные, личностные особенности человека
в) это речь человека, обращенная к самому себе (направленная на себя) +
19. Это процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний:
а) понимание речи
б) внешняя речь
в) восприятие речи +
20. Какую речь называют жестовой:
а) это речь, подобная той, которой пользуются артисты театра и кино
б) это речь, в которой для передачи информации используются разнообразные телодвижения человека +
в) это речь, включающая в себя какой-нибудь скрытый смысл
21. Это речь, обращенная внутрь самой личности, обращение к самому себе:
а) внутренняя речь +
б) частная речь
в) доступная речи
22. Система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации:
а) понимание речи
б) внешняя речь +
в) восприятие речи
23. Какие особенности речи рассматриваются как лингвистические и паралингвистические:
а) лингвистические — это те особенности речи, которые выделяются и изучаются лингвистами как свойственные языку; паралигвистические — это такие особенности устной речи, как громкость, темп, интонация, паузы ударение и тембр +
б) лингвистические особенности речи — те, которые ее связывают с конкретным языком; паралингвистические — внеязыковые особенности речи
в) лингвистические — такие особенности видов речи, которыми они отличаются как связанные с конкретными языками; паралигвистиче- ские — особенности речи, присущие всем ее разновидностям независимо от языков
24. Какими особенностями обладает внутренняя речь:
а) неправильность с грамматической точки зрения, отсутствие звукового сопровождения, невозможность полностью выразить ее словами
б) неосознанность, не использование в процессе общения между людьми (использование только в психологической саморегуляции), предикативность и агглютинированность +
в) сопровождение жестами, мимикой, пантомимикой, непонятность смысла, отсутствие внешних проявлений
25. Наука о языке:
а) статистика
б) флористика
в) лингвистика +
26. Каковы основные функции речи:
а) коммуникативная, интеллектуальная, мотивационно-регулирующая, планирующая, психодиагностическая, психотерапевтическая +
б) информационная, организующая, управляющая, контролирующая
в) выразительная, культурная, художественно-творческая, активизирующая
27. Что такое смысл слова:
а) то значение, которое имеет соответствующее слово для людей, говорящих на данном языке
б) то, каким образом понимает или интерпретирует данное слово конкретный человек
в) образы, мысли и чувства, связанные со словом у данного, конкретного человека, зависящие от его индивидуального жизненного опыта +
28. Что называют значением слова:
а) содержание, которое вкладывается в слово носителями языка +
б) тот предмет, к которому данное слово относится
в) мысли, которые данное слово вызывает у людей
29. Заключается в том, что испытуемому дается слово-стимул и предлагается назвать первое пришедшее в голову слово или словосочетание, связанное с данным словом:
а) ассоциативный эксперимент +
б) словарный эксперимент
в) кумулятивный эксперимент
30. Процесс преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь, называется:
а) экстериоризацией
б) интериоризацией +
в) коммуникацией