1. Найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных:
а) Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт? +
б) Это будет прекрасно, – томно сказала пожилая дама.
в) Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского…
2. Найдите сложное бессоюзное предложение:
а) В Ленинграде лётчик отнёс скрипку известному дирижёру.
б) Тот взял её двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся: это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения. +
в) Я передам её лучшему скрипачу нашего оркестра, – сказал лётчику дирижёр.
3. Среди предложений, приведённых ниже, найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью:
а) Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму.
б) Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко.
в) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя. +
4. Найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью:
а) Так и вижу его: сидит, мерно помахивая хвостом, и у него внимательный и в то же время какой-то независимый, гордый взгляд. +
б) Пеле — кот, названный так потому, что среди своих братьев и сестёр он отличался безмерной любовью к игре с мячом.
в) Чистопородный сибирский кот, он уже выказывал черты будущей величавости и благородства.
5. Укажите количество грамматических основ в предложении: «Он словно и не считал Пушкина мёртвым, непрестанно обращался к лицейским годам, к Михайловскому свиданию, добывал не известные ему прежде стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал лицейского товарища.»
а) 3
б) 2
в) 1 +
6. Найдите бессоюзное сложное предложение:
а) Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.
б) Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. +
в) Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги.
7. Замените словосочетание «юбка в клетку», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование:
а) клеточная юбка
б) клеточная юбчонка
в) клетчатая юбка +
8. Выпишите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН»:
В этот странный час светлой и туманной осенней ночи запущенный парк казался печальным и таинственным, как заброшенное кладбище.
а) таинственным +
б) туманной
в) заброшенное
9. Найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных:
а) Он был рад, что мать не видит его слёз.
б) Только сейчас он понял, что значит – потерять отца.
в) Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне. +
10. Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения:
Среди жильцов нашего старого деревенского дома, кроме кривоногой таксы Фунтика, кота Степана, петуха, ходиков, музыкального ящика и скворца, были ещё приручённая дикая утка, ёж, страдавший бессонницей, и барометр, всегда показывавший «великую сушь».
а) среди
б) приручённая +
в) страдавший
11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм:
а) Мать запретила – с ними домой ни ногой. +
б) Прихватив фонарь, чтобы светить в темноту подсобки, он поспешил обратно во двор.
в) Он вспомнил, что на противоположном конце двора есть подсобное помещение под лестницей, где дворники хранят мётлы.
12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм:
а) Квартира ласково обняла его запахом пустующего жилища, словно давно ждала.
б) И всё, что происходило с ним до сих пор, кануло в Лету. +
в) Прихватив фонарь, чтобы светить в темноту подсобки, он поспешил обратно во двор.
13. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения: «В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. Краб был страшно большой и плоский,(1) и,(2) присмотревшись,(3) на нём можно было разглядеть бугры и колючки,(4) какие-то швы,(5) зубчатые гребешки.»
а) 1 +
б) 2
в) 3
14. Выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С-, если после неё следует глухой согласный»:
Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель.
Разбил лампочку или заехал кому-нибудь в нос? Разве всё запомнишь.
а) разбил
б) пытался
в) вспомнить +
15. Найдите сложное бессоюзное предложение:
а) Руки были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко посверкивало. +
б) Да и вообще было видно, что ей непривычно сидеть, а привыкла она двигаться, спешить, кормить детей, выводить скотину.
в) Руки её выражали неловкость, будто не художник-сын рисовал её, а сидела она перед фотографом, и это было ей непривычно.
16. Среди предложений, приведённых ниже, найдите предложение с обособленным обстоятельством:
а) Семён Петрович поднял меня с места и представился гостям.
б) Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. +
в) Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.
17. Замените словосочетание «золотое кольцо», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление:
а) кольцо из позолоты
б) позолоченное кольцо
в) кольцо из золота +
18. Среди предложений, приведённых ниже, найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом:
а) Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла.
б) Сначала я достал голову медвежонка, оторванную «с мясом», затем – тело с наполовину вылезшей через рваные дыры ватой. +
в) Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.
19. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение:
а) Шатры чёрных ив нависают над головой.
б) Ради родинки смуглой одной, одного благосклонного взгляда я отдам Самарканд с Бухарой и в придачу — богатства Багдада!
в) Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. +
20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение:
а) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
б) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. +
в) Шатры чёрных ив нависают над головой.
21. Найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных:
а) Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги. +
б) Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей…
в) Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
22. Найдите предложение(-я) со сравнительным оборотом:
а) На нём крупно было написано.
б) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. +
в) У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист.
23. Найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных:
а) Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство.
б) Театр – для взрослых, кино – для детей.
в) Театр не скрывает, что всё, что вы видите, – притворство. +
24. Найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных:
а) Театр на это не способен, да и не претендует.
б) Кино притворяется, что всё, что вы видите, – правда. +
в) Кино для тех, кто любит сны и чудеса.
25. Выпишите грамматическую основу предложения: «Илья и Саня вместе учились с первого класса.»:
а) Илья и Саня
б) с первого класса
в) Илья и Саня учились +
26. Укажите количество грамматических основ в предложении: «Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант.»
а) 3
б) 4 +
в) 2
27. Выпишите грамматическую основу предложения: «Струны на скрипке были порваны.»:
а) были порваны струны +
б) струны на скрипке
в) порваны струны
28. Укажите количество грамматических основ в предложении: «Писатель порой испытывает ощущение одиночества и оголённости в тот момент духовного и физического опустошения, когда поставлена последняя точка в рукописи.»
а) 1
б) 3
в) 2 +
29. Выпишите грамматическую основу предложения: «Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия.»:
а) пёс был труслив +
б) был труслив до неприличия
в) труслив до неприличия
30. Укажите количество грамматических основ в предложении: «Много ещё должны мы сделать для того, чтобы наше зодчество стало гордостью современной культуры и чтобы в будущем оно вызвало неподдельный интерес наших потомков.»:
а) 2
б) 3 +
в) 1