Тест с ответами: «Гносеология»

1. Что такое гносеология?
а) учение о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) учение о развитии вселенной;
в) учение о бытии как таковом;
г) о сущности познания, о путях постижения истины;+
д) о сущности человеческой истории.

2. Как учеными в современной философии рассматривают познание?
а) как способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) как значимая информация в аспекте деятельности;
в) как объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
г) как обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.+

3. С каким направлением связывают абсолютизацию роли и значения чувственных данных в философии?
а) рационализма;
б) реализма;
в) скептицизма;
г) сенсуализма;+
д) гедонизма.

4. Что такое дедукция?
а) логический путь от общего к частному;+
б) передача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.

5. Что такое индукция?
а) логический путь от общего к частному;
б) подача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;+
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.

6. Название метода познания в философии и науке, в котором мысль движется от общих положений к частным выводам:
а) индукция;
б) дедукция;+
в) анализ;
г) синтез.

7. Какая форма мышления, отражает предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:
а) слово;
б) категория;+
в) дефиниция;
г) термин;
д) имя.

8. Что такое эмпиризм?
а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;+
в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;
г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;
д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.

9. Чем будет являться высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, которое использует широкие обобщения и ориентированно на наиболее полное и глубокое знание истины:
а) рассудком;
б) разумом;+
в) чувством;
г) переживанием;
д) интуицией.

10. Какие позиции существуют в решении вопроса о познаваемости мира?
а) агностицизм;+
б) эмпириокритицизм;
в) скептицизм;+
г) гносеологический оптимизм;+
д) гедонизм.

11. Название учения, которое утверждает об ограниченных возможностях человека в познании мира:
а) материализм;
б) скептицизм;+
в) эмпиризм;
г) идеализм;
д) рационализм.

12. Выберите понятие, которое является лишним:
а) гносеологический оптимизм;
б) агностицизм;
в) скептицизм;
г) антропоцентризм.+

13. Отметьте уровни научного познания:
а) эмпирический;+
б) религиозный;
в) теоретический;+
г) мифологический;
д) диалектический.

14. Название определенного этапа познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект:
а) чувственное отражение;
б) познавательный контакт с объектом познания;
в) представление;+
г) объяснение;
д) ноумен.

15. Основной формой живого созерцания будет:
а) представление;
б) восприятие;
в) идея;+
г) ощущение.

16. Формы познания, которые не будут относится к теоретическому познанию:
а) понятие;
б) представление;+
в) умозаключение;
г) суждение;
д) восприятие.+

17. Какое название имеет вид познания, который вплетен в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладает доказательной силой:
а) абстрактное;
б) теоретическое;
в) обыденное;+
г) научное;
д) божественное.

18. Чем не будет являться практика по своим функциям в процессе познания:
а) основой познания и его движущей силой;
б) целью познания;
в) критерием истины;
г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.+

19. Что происходит с истиной, если не зависит от познающего субъекта?
а) является абстрактной;
б) является объективной;+
в) является субъективной;
г) является абсолютной;
д) божественна.

20. Какое понятие, будет противоположным по смыслу «истине» в гносеологии?
а) пропаганда;
б) заблуждение;+
в) суждение;
г) предрассудок;
д) иллюзия.

21. Чем является совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем?
а) методикой;+
б) развитием;
в) навыком;
г) механизмом;
д) процессом.

22. Форма научного познания, к которой относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?
а) гипотеза;+
б) теория;
в) проблема;
г) парадигма;
д) модель.

23. В какую эпоху возникла наука, как специфический тип духовного производства и социальный институт?
а) античности;
б) средних веков;
в) Возрождения;
г) Нового времени;+
д) в ХХ веке.

24. Структурные компоненты теоретического научного познания:
а) проблема;+
б) боль;
в) вера;
г) гипотеза;+
д) теория.+

25. Название учения, которое утверждает, что критерием истины является признание в научном сообществе:
а) конвенционализм;+
б) релятивизм;
в) рационализм;
г) агностицизм;
д) скептицизм.

26. На основе чего был развит рационализм в западноевропейской философии?
а) аналогии;
б) индукции;
в) дедукции;+
г) анализа;
д) математического анализа.

27. Название одинаково доказуемых понятий в теории познания, которые исключают друг друга:
а) категории;
б) универсалии;
в) модусы;
г) антиномии;+
д) законы.

28. Определение рациональности, рассматриваемое в философии, как основное:
а) расчет адекватных средств для данной цели;
б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;
в) логическая обоснованность правил деятельности;
г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.+

29. Эмпирические методы познания:
а) анализ;
б) наблюдение;+
в) эксперимент;+
г) измерение;+
д) моделирование.

30. Теоретические методы познания:
а) анализ;+
б) наблюдение;
в) идеализация;+
г) измерение;
д) моделирование.+

31. При каком методе происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:
а) в индукции;
б) в дедукции;
в) в идеализации;+
г) в наблюдении;
д) в анализе.

32. Основа познания в классической философии:
а) истина;
б) теория;
в) практика; +
г) чувство.

33. Основа мира с позиции неклассической философии:
а) человек ; +
б) природа;
в) общество;
г) бог.

34. По мнению Ф.Ницше суть человеческого сознания:
а) разум;
б) знание;
в) воля. +

35. В чем заключается кантовский агностицизм?
а) мир познаваем частично, на уровне явлений; +
б) мир непознаваем;
в) нет правильного ответа.

36. Главный признак деятельности:
а) преобразование окружающего мира; +
б) сознание;
в) истина.

37. Чувство познания, характеризующее возможность воспроизведения ранее воспринимавшихся объектов:
а) ощущение;
б) восприятие;
в) представление. +

38. Отметьте то, что относится к объективной составляющей деятельности:
а) цель;
б) средство; +
в) норма;
г) мотив.

39. Противоположность истины:
а) ложь;
б) заблуждение; +
в) бессмыслица (нонсенс).

40. Учение, считающее абсолютную истину главной, первичной:
а) догматизм; +
б) релятивизм;
в) нет верного ответа.

41. Теоретические методы познания:
а) анализ;+
б) наблюдение;
в) идеализация;+
г) измерение;
д) моделирование.+

42. Основа познания в классической философии:
а) истина;
б) теория;
в) практика; +
г) чувство.

43. Основа мира с позиции неклассической философии:
а) человек ; +
б) природа;
в) общество;
г) бог.

44. Агностицизм Канта заключается в…
а) мир познаваем частично, на уровне явлений; +
б) мир непознаваем;
в) нет правильного ответа.

45. Признак деятельности:
а) преобразование окружающего мира; +
б) сознание;
в) истина.

46. Отличие научных знаний от других:
а) точностью;+
б) обоснованностью;+
в) большой предсказательной способностью;+
г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);
д) своей исключительной эстетической ценностью.

47. Как трактуется в концепции Т. Куна парадигма?
а) абсолютная истина;
б) эмпирически достоверное знание;
в) математически обоснованное знание;
г) заблуждение;
д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.+

48. В какой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:
а) доклассическая;
б) классическая;
в) неклассическая;+
г) постнеклассическая.

49. Какие функции присущи науке?
а) мировоззренческая;+
б) методологическая;+
в) эстетическая;
г) политическая;
д) предсказательная.+

50. Что такое агностицизм?
а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;
б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;+
в) учение о развитии мира;
г) учение о всеобщей причинной связи;
д) учение о сущности человеческой истории.

51. В философии «агностицизм» понимается как:
а) рассмотрение процесса познания;
б) рассмотрение объектов познания;
в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;+
г) сомнение в возможности познания;
д) метод познания.

52. Какими терминами обозначаются понятия «практика» в философии?
а) действие;
б) познание;
в) опыт в целом;+
г) физическая жизнь;
д) истина.

53. Восстановите последовательность возникновения гносеологических установок:
а) «Я верю, чтобы знать»;
б) «Я знаю, что ничего не знаю»;
в) «Я мыслю, следовательно я существую»;
г) «Мы живем внутри языка».
Ответ:2-а,1-б,3-в,4-г

54. Соотнесите философские школы по отношению к пониманию ими значимости науки:
а) сциентистские направления
б) антисциентистские направления

1) неотомизм;
2) экзистенциализм;
3) «философия жизни»;
4) неопозитивизм;
5) неокантианство.
Ответ:а45,б123

55. Произведите соотношение термина с определением:
1. Абсолютная истина вселенной;
2. Относительная истина
3. Истина как откровение

а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову
б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе)
в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку.
Ответ:1-в,2-б,3-а

56. Определение истины соответствующее исторической эпохи:
а) Античность
б) Средние века
в) Новое время
г) XX в.4

1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;
2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель);
3. Бог, вот что является истиной;
4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).
Ответ:а-2,б-3,в-1

57. Соотнесите периоды времени и иные исторические формы науки:
а) романтический;
б) классический;
в) неклассический;
г) постнеклассический.

1) XVII в.
2) XV в.
3) XXI в.
4) XX в.
Ответ: а-2,б-1,в-3,г-4

58. Соотнесите уровни научного исследования с целями?
а) Эмпирический
б) Теоретический

1.Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;
2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;
3. Добыть новые экспериментальные факты;
4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.
Ответ:а-231,б-142

59. Соотнесите определения и философские направления:
а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;
б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и не дает никакого знания о мире;
в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;
г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед конкретными людьми в жизненных ситуациях.

1) скептицизм;
2) агностицизм
3) прагматизм;
4) солипсизм.
Ответ:а-1,б-2,в-4,г-3

60. Соотнесите критерии истины и иные философские направления:
а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;
б) верифицируемость;
в) практика.

1) неопозитивизм;
2) диалектический материализм;
3) конвенционализм.
Ответ:а-3,б-1,в-2

Легко сдаем