1. Радикальная трансформация электродинамической картины мира была осуществлена в работах:
а) Эйнштейна +
б) Ницше
в) Ломоносова
2. Одним из первых типологию конфликтов в производственных организациях осуществил:
а) Ломоносов
б) Понди +
в) Эйнштейн
3. Двухфакторная теория мотивации принадлежит:
а) Эйнштейну
б) Понди
в) Херцбергу +
4. В акте познания участвует:
а) подсознание +
б) весь организм
в) мозг
5. Абсолютная истинность и относительная истинность … друг друга:
а) исключают
б) дополняют
в) не исключают +
6. Зафиксированные наблюдателем явления физического мира, которые обнаруживаются в процедурах эксперимента и измерения:
а) догадки
б) факты +
в) предположения
7. Процесс обмена информацией между двумя и более людьми:
а) диалог
б) монолог
в) коммуникация +
8. Кодифицированная и, благодаря этому, идентифицируемая информация любого рода:
а) знание +
б) познание
в) общение
9. Совокупность наиболее устойчивых представлений, верований, стандартов и стереотипов сознания человека, его духовный склад:
а) традиция
б) привычка
в) менталитет +
10. Особый прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления:
а) понимание
б) абстрагирование +
в) осознание
11. Целостная развивающаяся система понятийных средств («идея-синтез»), в конечном счете детерминированная социальной реальностью:
а) идеальный тип +
б) продуктивный метод
в) социальная динамика
12. Диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы, называется логикой:
а) рассудка
б) разума +
в) мышления
13. Главным источником развития науки является:
а) конкуренция теорий, исследовательских программ +
б) взаимодействие теории и эмпирических данных
в) выявление и разрешение противоречий
14. Экстернализм — это концепция развития науки, которая:
а) развитие науки объясняет внутренней логикой движения научного знания
б) рассматривает в единстве и взаимосвязи действие внешних и внутренних факторов
в) ведущую роль отводит внешним факторам +
15. Интерсубъективность научного знания проявляется в том, что:
а) из результатов научной деятельности исключается все субъективное, связанное со спецификой самого ученого и его мировосприятия +
б) научное знание отчуждается от личности
в) научное знание вырабатывается научным сообществом
16. Аппарат математики используют:
а) дедуктивные теоретические системы
б) математизированные научные теории +
в) описательные научные теории
17. Самоорганизующиеся системы изучает:
а) кибернетика
б) семиотика
в) синергетика +
18. Результат многопланового взаимоотношения между соперничающими теориями и данными их экспериментальных проверок — это:
а) визуализация
б) верификация +
в) экзегетика
19. Из перечисленного : 1) нестандартность мышления, 2) склонность к риску, 3) инерция мышления, 4) любознательность, 5) боязнь критики, 6) готовность принимать решения -чертой(-ами) высокоодаренной личности не являет (-ют)ся:
а) 3, 4
б) 2, 6
в) 3, 5 +
20. Четвертая глобальная научная революция, в ходе которой рождается новая постнеоклассическая наука, началась в (на):
а) последнее десятилетие ХХ в.
б) последнюю треть ХХ в. +
в) рубеже ХIХ и ХХ вв.
21. … деятельности — определенные свойства объекта, подвергающиеся воздействию или изучению:
а) Предмет +
б) Объект
в) Метод
22. Замещение представления обыденного сознания точным научным понятием — это:
а) элиминация
б) экспликация +
в) энтропия
23. Построение машинной модели вносит определенную дополнительную строгость в такое обсуждение:
а) физическое
б) теоретическое
в) научное +
24. Эвристическая деятельность человека — это:
а) мыслительная, совершающаяся в подсознании
б) интеллектуальная, направленная на поиск новых решений задач +
в) логическая мыслительная
25. Проявление универсальности этических проблем науки состоит в том, что они:
а) решаемы единым методом
б) оказывают единое воздействие на развитие науки
в) возникают в различных сферах научного познания +
26. Методологический принцип, требующий обязательного признания и поиска необходимых причин любого явления, называется:
а) индетерминизмом
б) каузализмом +
в) типологизацией
27. Естественный язык не вполне пригоден для решения специальных задач науки, так как:
а) слова естественного языка многозначны, отсутствуют единые, строгие и однозначные правила +
б) наука имеет большое количество специальных терминов
в) использование естественного языка сводит научные знания к обыденным
28. Для построения научной теории в виде системы постулатов и правил вывода, позволяющих путем дедукции получать теоремы данной теории, используется такой метод:
а) практический
б) теорематический
в) аксиоматический +
29. Идею о необходимости систематизации знаний о взаимодействиях организма со средой обитания высказал:
а) Геккель +
б) Лайель
в) Дарвин
30. … — первичная реальность и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины, концентрирует все особенности гуманитарного знания и познавательной деятельности — его коммуникативную, смыслополагающую и ценностную природу:
а) Значимое
б) Текст +
в) Смысл