I вариант.
1. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это:
а) классификация
б) анализ +
в) сравнение
2. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях – это:
а) интеллект +
б) мышление
в) эвристика
3. Спирмен разработал эту теорию интеллекта:
а) трёхфакторную
б) однофакторную
в) двухфакторную +
4. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется такое качество мышления, как:
а) самостоятельность +
б) быстрота
в) широта
5. Идея количественного определения интеллектуального развития детей с помощью тестов принадлежит:
а) Г. Айзенку
б) Дж. Кеттеллу
в) А. Бине +
6. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется таким мышлением:
а) абстрактным
б) наглядно – действительным +
в) словесно – логическим
7. Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является именно такое мышление:
а) наглядно – образное
б) наглядно – действительное
в) словесно – логическое +
8. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как:
а) классификация +
б) обобщение
в) абстрагирование
9. Форма мышления, выделяющая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:
а) умозаключением
б) понятием
в) суждением +
10. Центральной особенностью допонятийного мышления ( по Пиаже) является:
а) логичность
б) эгоцентризм +
в) использование понятий
11. Конвергентное и дивергентное мышление выделил:
а) Гилфорд +
б) Пиаже
в) Годфруа
12. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно нам как:
а) классификация
б) обобщение +
в) анализ
13. Умение человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей, характеризуется такое качество мышления, как:
а) самостоятельность +
б) глубина
в) гибкость
14. В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов проявляется такое качество мышления, как:
а) широта
б) самостоятельность
в) глубина +
15. Теоретическое и практическое мышление различают по:
а) типу решаемых задач +
б) активности субъекта
в) характеру обобщений
16. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность является существенными характеристиками такого мышления:
а) наглядно – действенного
б) понятийного +
в) практического
17. Психологический процесс, связанный с поиском и открытием новых знаний на основе творческой действительности человека, называется:
а) внимание
б) этика
в) мышление +
18. Высшая форма мышления:
а) анализ
б) умозаключение +
в) конкретизация
19. Основная особенность творческого мышления:
а) способность реагировать на внутренние и внешние действия
б) умение извлекать главное
в) умение анализировать любые проблемы, устанавливать логическую связь +
20. Что необходимо для решения сложной мыслительной задачи:
а) решение задачи путём решения предыдущих
б) умело выбрать пути решения +
в) сосредоточиться
II вариант.
1. Абстрактно – логическое мышление идентично:
а) понятийному мышлению +
б) логическому мышлению
в) практическому мышлению
2. Понятийное мышление – это:
а) мышление, опирающиеся на образы
б) использование определённых понятий +
в) извлечение образов, воссоздающихся воображением
3. Что такое понятие:
а) деятельность, осуществлённая с реальными предметами
б) вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности
в) отражение общих и существенных свойств предметов или явлений +
4. Обобщение – это:
а) установление сходства и различия между предметами
б) общий вывод мыслительных операций +
в) отделение существенного от не существенного
5. Семантическая спонтанная гибкость – это:
а) способность изменять восприятие объекта
б) способность видеть объект под новым углом зрения
в) способность продуцировать различные идеи в неопределённых ситуациях +
6. Что такое практическое мышление?
а) мышление, заключающееся в деятельности осуществляющееся реальным предметом
б) мышление, связанное с практической деятельностью +
в) мышление, когда из памяти извлекаются образы и воссоздаются воображения
7. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:
а) наглядно – образного +
б) словесно – логического
в) индуктивного
8. Наглядно – образное мышление ярко проявляется в возрасте:
а) 7 – 8 лет
б) 9 – 10 лет
в) 4 – 6 лет +
9. В том, что мышление развертывается в условиях жесткого дефицита времени, заключается одна из важных особенностей мышления:
а) практического+
б) эмпирического
в) аналитического (логического)
10. Свернутый, в основном бессознательный по сути акт одномоментного “охватывания” структуры ситуации или задачи представляет собой мышление:
а) аналитическое
б) интуитивное +
в) дискурсивное
11. Название психологического процесса, который связан с поиском и открытием новых знаний на основе творческой действительности человека?
а) внимание
б) мышление+
в) этика
г) логика
12. Как называется высшая форма мышления?
а) конкретизация
б) анализ
в) умозаключение+
г) понятие
13. В чем состоит основная особенность творческого мышления?
а) умение извлекать главное
б) способность реагировать на внутренние и внешние действия
в) склонность индивида к определённым психическим сознаниям
г) умение анализировать любые проблемы, устанавливать логическую связь+
14. Что нужно для решения сложной мыслительной задачи?
а) сосредоточиться
б) решение задачи путём решения предыдущих сложнорешаемой задачи
в) умело выбрать пути решения+
г) интеллект
15. Мыслительные операции:
а) обобщение +
б) понятия
в) анализ +
г) суждение
16. Что из данного относится к причинам, которые НЕ мешают проявлению творческого мышления?
а) боязнь показаться глупым или смешным
б) боязнь критиковать других из-за возмездия с их стороны
в) завышенная оценка значимости своих собственных идей +
г) склонность к конформизму
17. Какой вид мышления опирается на восприятие человеком окружающей действительности?
а) наглядно-образное +
б) практическое
в) словесно-логическое
г) наглядно-действенное
18. Что из данных вариантов относят к способам производства умозаключения, отражающим направленность мысли?
а) индукция +
б) конкретизация
в) дедукция +
г) определение понятий
19. Какие из ниже перечисленных ученых занимались изучением проблемы интеллекта?
а) Ж.Пиаже +
б) И.П.Павлов
в) З. Фрейд
г) П.Я. Гальперин +
20. Основные характеристики мышления человека:
а) избирательность отражения действительности
б) отражение существенных связей и отношений +
в) обобщенность и опосредованность отражения действительности +
г) неразрывная связь с речью +