1. Теория научного познания именуется:
а) Эпистемологией +
б) Аксиологией
в) Онтологией
2. Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий закон характерно для:
а) Верификации
б) Объяснения +
в) Понимания
3. Метод приближенных вычислений наиболее широко используется в:
а) Естественных науках
б) Технических науках
в) Гуманитарных науках +
4. Метод, не применяющийся в научно-техническом познании:
а) Герменевтический +
б) Комбинационно-синтезирующий
в) Эксперимент
5. Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое:
а) Аналогия
б) Абстрагирование
в) Синтез +
6. Процедура мысленного расчленения целого на части:
а) Индукция
б) Анализ +
в) Дедукция
7. Мысленное или реальное разложение объекта на составные элементы:
а) Синтез
б) Абстрагирование
в) Анализ +
8. Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случая:
а) Дедукция +
б) Индукция
в) Абстрагирование
9. Логический вывод частных следствий из общего положения:
а) Анализ
б) Формализация
в) Дедукция +
10. Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок:
а) Абстрагирование
б) Индукция +
в) Формализация
11. К важнейшим функциям научной теории можно отнести:
а) Систематизирующую +
б) Побудительную
в) Эмоциональную
12. Исходная, простейшая форма чувственного познания:
а) Восприятие
б) Ощущение +
в) Измерение
13. Чувственное познание отличается от рационального тем, что:
а) Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума +
б) Первое более адекватно, чем второе
в) Первое эмоционально, второе – нейтрально
14. Что из перечисленного не относится к основным чертам научного знания:
а) Доказательность
б) Обоснованность
в) Неопровержимость +
15. Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета:
а) Суждение +
б) Восприятие
в) Ощущение
16. Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях:
а) Идеализация
б) Эксперимент +
в) Измерение
17. Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения:
а) Ощущение
б) Моделирование
в) Наблюдение +
18. Данное определение: «Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях» относится к:
а) Идеализации
б) Эксперименту +
в) Наблюдению
19. Научная гипотеза относится к:
а) Техническим средствам познания
б) Трансцендентным средствам познания
в) Концептуальным средствам познания +
20. К важнейшим функциям научной теории можно отнести:
а) Эмоциональную
б) Систематизирующую +
в) Коммуникативную
21. Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности:
а) Теория +
б) Эмпирический базис
в) Парадигма
22. Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании:
а) Интерпретация
б) Гипотеза +
в) Умозаключение
23. Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов:
а) Теоретический закон
б) Гипотетический мультиплет
в) Эмпирическое обобщение +
24. Одна из форм эмпирического познания:
а) Проблема
б) Ощущение +
в) Суждение
25. Одна из форм эмпирического познания:
а) Практика
б) Теория
в) Восприятие +
26. Одна из форм эмпирического познания:
а) Проблема
б) Представление +
в) Практика
27. Отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств:
а) Ощущение +
б) Представление
в) Восприятие
28. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений:
а) Представление
б) Ощущение
в) Восприятие +
29. Обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент:
а) Представление +
б) Ощущение
в) Восприятие
30. Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные и необходимые свойства:
а) Умозаключение
б) Понятие +
в) Суждение