1. В каком из вариантов неправильно расставлены знаки препинания:
а) вилки, ложки, тарелки: вся посуда была вымыта +
б) мы каждую осень собирали грибы: опята, лисички, подосиновики
в) мы каждую осень собирали грибы: опята, лисички, подосиновики
2. Предложение с обобщающим словом при однородных членах:
а) Солотча — извилистая, неглубокая река.
б) Сад, степь, двор — всё было в холодной тени. +
в) Шум и крик раздавались везде.
3. В каком из вариантов между обобщающим словом и однородными членами предложения должно стоять тире:
а) Я любил разговаривать с ним обо всем на свете (?) о спорте, об искусстве, о людях.
б) Котенок мог быть где угодно (?) под диваном, в кладовке, на улице.
в) Снег за окном, горящий камин, аромат пирога (?) все создавало праздничную атмосферу. +
4. Предложение с обобщающим словом при однородных членах:
а) Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины. +
б) Возы были нагружены сеном, соломой, мешками с мукой, горшками, кирпичом, дровами.
в) На бесконечном, на вольном просторе блеск и движенье, грохот и гром.
5. В каком из вариантов приведено предложение с обобщающим словом при однородных членах:
а) Решив простую задачу, Костя переписал условие сложной.
б) Маша, Петя и Аня вчера весь день гуляли в лесу.
в) Спектакль понравился всем: и брату, и маме, и бабушке. +
6. Предложение с обобщающим словом при однородных членах:
а) Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат…
б) Снег, седой косматой бородою на сучках повисший, хвоя густая, пни — всё, что летом остается таким незаметным среди общего тёмного колорита, зимою бросается в глаза своим оригинальным, порой даже и уродливым рисунком. +
в) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну.
7. Какую синтаксическую роль выполняет обобщающее слово при однородных членах предложения:
а) дополнение или обстоятельство
б) подлежащее или дополнение
в) ту же, что и однородные члены предложения +
8. Предложение с обобщающим словом при однородных членах:
а) Стволы деревьев, дома — все окрашивается розовым цветом. +
б) Целый день бродил я из комнаты в комнату, с кровли на кровлю, с лестницы на лестницу.
в) Путь в лесах — это километры тишины, безветрия.
9. Когда между обобщающим словом и однородными членами ставится тире:
а) если обобщающее слово стоит между однородными членами предложения
б) если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения
в) если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения +
10. Предложение с обобщающим словом при однородных членах:
а) Пожары в высохших болотах — самое страшное, что можно испытать в этих краях.
б) Ароматные набухшие почки берёзы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав — все это было поразительно ново и восхитительно. +
в) У костра сидела девочка лет двенадцати, светлоглазая, тихая, испуганная.
11. Когда между обобщающим словом и однородными членами ставится двоеточие:
а) если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения +
б) если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения
в) если обобщающее слово стоит между однородными членами предложения
12. Предложение с обобщающим словом при однородных членах:
а) Мещёра — остаток лесного океана.
б) На красноватой траве, на былинках, на соломинках — всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. +
в) Всю ночь мшары дышали запахом мокрого мха, коры, чёрных коряг.
13. Двоеточие при обобщающих словах ставится:
а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов +
б) если обобщающее слово стоит после однородных членов
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
14. Предложение с обобщающим словом при однородных членах:
а) Рязанская земля — земля полей.
б) Я протёр их сырым луком, и итальянское утро, полное солнца и отблесков воды, наполнило тихую избу.
в) Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях — словом, все её достоинства точно родились с ней. +
15. В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала. В этом предложении пропущены:
а) двоеточие и две запятые +
б) двоеточие и три запятые
в) тире и две запятые
16. Предложение с обобщающим словом при однородных членах:
а) Самая простая примета — это дым костра.
б) Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света. +
в) Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи.
17. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. Обобщающим в этом предложении является слово:
а) в песнях
б) тоска
в) что-то +
18. Предложение с обобщающим словом при однородных членах:
а) Узкоколейка в Мещёрских лесах — самая неторопливая железная дорога в Союзе.
б) Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. +
в) Пассажиры с вещами сидели на площадках — вещи в вагон не влезали.
19. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении (знаки препинания не расставлены):
а) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.
б) И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере.
в) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев. +
20. Предложение с обобщающим словом при однородных членах:
а) А над лугами шёл холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.
б) Мне казалось, что всё это: и певучие крики разносчиков, и заводские гудки, и торопливые свистки паровозов на ветке — имеет какое-то отношение к моему приезду. +
в) Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.
21. Две запятые и тире пропущены в предложении:
а) Ни близких берегов ни далеких гор ни даже воды ничего не было видно. +
б) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.
в) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем.
22. С чем связаны в предложении однородные члены:
а) с второстепенными членами предложения
б) с одним и тем же словом +
в) со всем предложением
23. Другие факторы, как-то: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимой, морские брызги и прочее – играют второстепенную роль. Обобщающим в этом предложении является слово:
а) прочее
б) ветры
в) факторы +
24. Какой связью объединены однородные члены предложения:
а) вопросительной
б) сочинительной +
в) подчинительной
25. Обобщающего слова при однородных членах нет в предложении (знаки препинания не расставлены):
а) Всюду и наверху и нанизу кипела работа.
б) Вдруг все ожило и леса и пруды и степи.
в) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. +
26. Однородными членами предложения нельзя считать слова с одинаковым способом выражения, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти
27. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении:
а) Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. +
б) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли не было видно.
в) Повсюду раздавался стук топоров и молотков, визг пил и рубанков, лязг и грохот.
28. Найдите предложение, соответствующее схеме: [О : О, О, О -…]. (запятые не проставлены):
а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.
б) Утро рассеивает все страх усталость волнения.
в) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд. +
29. В каком предложении на месте пропуска ставится тире:
а) Деревья, кусты, травы … все зеленело под тихим дыханием ветра. +
б) Приметы осени связаны со всем … с цветом неба, с росой и туманами и с криком птиц.
в) Все … и одежда, и посуда, и книги — было сложено в чемоданы и ящики.
30. В каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие:
а) И газеты, и телевидение, и радио … все средства массовой информации переполнены рекламой.
б) Ничто не шевелилось … ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева. +
в) Старые обиды, давние надежды … все зашевелилось в его душе.