1. Отсутствие у человека прирожденной сущности, или изначальной природы, провозгласил:
а) экзистенциализм +
б) руссоизм
в) марксизм
2. Критика аскетизма и обоснование гуманистического идеала составляют главное содержание идейной борьбы в эпоху:
а) Средневековья
б) Возрождения +
в) Нового времени
3. Положение «несовершенство существующего добра есть источник зла» выдвинул:
а) Августин Блаженный
б) Климент Александрийский
в) Фома Аквинский +
4. Учение Вернадского о неосфере означало переход к исследованию процессов взаимодействия:
а) техносферы, биосферы и человеческого общества +
б) техносферы, геосферы и человеческого общества
в) геосферы, биосферы и человеческого общества
5. Познание имеет характер:
а) иррациональный
б) интуитивный
в) чувственно-рациональный +
6. Неопозитивисты:
а) объявили философию наукой всех наук
б) противопоставили науку философии +
в) признавали только гуманитарные науки
7. В философии этой эпохи все творение Божье оказывается самостоятельным, живет и движется согласно естественным началам, заложенным Творцом:
а) Средневековья
б) Античности
в) Возрождения +
8. Картину мира, которая закрепляла положение о вечности и неизменности Вселенной, разработал:
а) Аристотель +
б) Диоген Синопский
в) Платон
9. В ходе эволюции мифов:
а) мистический и рациональный пласты развивались равномерно
б) мистический пласт увеличивался, а рациональный уменьшался
в) мистический пласт уменьшался, а рациональный увеличивался +
10. Идеал:
а) способ организации развития человеческой деятельности, представленной в продуктах духовного труда
б) идея, определяющая способ мышления и деятельности +
в) способ интеграции действий человека в некоторую систему, основанную на его ценностных ориентациях
11. У русских космистов человек:
а) был сведен с его трона исключительности +
б) существенно отличается в своем развитии от других этапов развития космического целого
в) был возведен на трон исключительности
12. В буддизме проявляется стремление освободиться от власти:
а) собственных отраслей человека
б) общества и природы, а также от законов самой жизни +
в) законов самой жизни
13. Положение о том, что форма вещей первична, а материя вторична, содержится в философской концепции:
а) Аристотеля +
б) Гераклита
в) Демокрита
14. Основателем эмпириокритицизма является:
а) Кант
б) Кун
в) Мах +
15. Подлинная свобода:
а) не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора +
б) не существует
в) носит абсолютный характер
16. Обычаи определяют поведение в целом, поэтому они совпадают с моральным порядком общества:
а) в максимальной степени
б) в минимальной степени +
в) только вне профессиональной сферы
17. Совокупность теоретических законов и образец решения разнообразных научных задач:
а) методология
б) истина
в) парадигма +
18. Главное в культуре:
а) конкретный способ производства и воспроизводства общественной жизни
б) проблема идеалов, должного, желаемого будущего +
в) конкретный способ производства и воспроизводства общественной жизни и проблема желаемого будущего
19. В философии Шопенгауэра сущность мировой воли является:
а) разрушительной
б) созидательной
в) двоякой: созидательной и разрушительной +
20. В современной философии выделяют три концепции истины:
а) соответствия, когерентности, систематичности
б) соответствия, когерентности, прагматичности +
в) когерентности, соответствия, систематичности
21. Один из основных подходов к определению понятия культуры:
а) аксиологический +
б) онтологический
в) статический
22. Один из основных подходов к определению понятия культуры:
а) развивающийся
б) семиотический +
в) онтологический
23. Один из основных подходов к определению понятия культуры:
а) развивающийся
б) статический
в) деятельностный +
24. Принцип, согласно которому существование человека является обязательным условием эволюции космоса: во Вселенной должна возникнуть разумная обработка информации, однажды возникнув, она никогда не прекратится, называется:
а) глобальным
б) антропным +
в) биосферным
25. Философия выполняет мировоззренческую и такую функции:
а) искомую
б) незримую
в) методологическую +
26. Данилевский развивает учение о:
а) солидарности
б) культурно-исторических типах +
в) идеальных типах
27. Основоположником позитивизма является:
а) Конт +
б) Кант
в) Канте
28. Государство — это:
а) наука и искусство управления людьми, социальными группами, классами, партиями, нациями
б) способность и возможность оказывать воздействия на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия
в) элемент общества с определенной организационной структурой-аппаратом, оказывающим управляющее воздействие +
29. Национальное … — чувство духовного единства своего народа, понимание его культурного своеобразия; обычаев, традиций, привычек:
а) самосознание +
б) мировосприятие
в) самопонимание
30. Волюнтаризм:
а) возможность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями, а не по принуждению
б) признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление +
в) сознательное устремление человека к осуществлению цели, которая представляет для него определенную ценность