1. Где на месте цифр ставятся знаки препинания:
И(1) однако ж (2) это был не сон, а настоящая (3) несомненная действительность. Мы прибавили шагу и через полчаса(4) кажется (5) подошли к водопаду.
а) 1 2 3 4 5 +
б) 3 4 5
в) 1 2 3
2. Где на месте цифр ставятся знаки препинания:
Выслушав и выстукав пациента(1) доктор присел на угол письменного стола(2) положив ногу на ногу(З) и(4) обхватив руками острые колени.
а) 2 3
б) 1 2 +
в) 3 4
3. Где на месте цифр ставятся знаки препинания:
В создании поэтического образа участвуют (1) буквально (2) все художественные средства, вместе взятые. Но звукопись в таких случаях (3) безусловно (4) удваивает и утраивает художественную выразительность слова.
а) 1 2
б) 3 4
в) 3 4 +
4. Где на месте цифр ставятся знаки препинания:
Живя у Раевских в Крыму (1) Пушкин увлёкся произведениями Байрона (2) влияние которого на Пушкина впоследствии (3) постепенно угасает (4) и окончательно преодолевается в «Евгении Онегине».
а) 1 2 +
б) 3 4
в) 3 4
5. Где на месте цифр ставятся знаки препинания:
Глазунов (1) буквально (2) преображался (3) дирижируя оркестром. Он (4) говорят (5) сливался с музыкой, вёл её и шёл за нею.
а) 1 2
б) 2 3 4
в) 3 4 5 +
6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:
(Знаки препинания не расставлены.)
а) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
б) Много желал да ничего не поймал. +
в) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:
(Знаки препинания не расставлены.)
а) За чаем собрались гости да хозяева.
б) В народной медицине водные настои приготавливают холодным или горячим способами.
в) Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми. +
8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:
(Знаки препинания не расставлены.)
а) Облака удивительно быстро меняли свои очертания и казались то стаей летящих птиц то острыми льдинками. +
б) Количество вещества определяется числом атомов или молекул этого вещества.
в) Икона написана в мастерской Дионисия и посвящена выдающемуся религиозному и государственному деятелю Руси.
9. Выберите предложение с распространённым обособленным обстоятельством:
а) Люба напоминала ему молодость и первые, наполненные до краёв счастьем, годы семейной жизни с Натальей.
б) К штабс-капитану сестра относилась равнодушно.
в) Панкратову это нравилось, и он счастливо улыбался, зажмуривая глаза. +
10. Запятая на месте пропусков ставится в предложении:
а) Ночь была лунная _и мягкая.
б) Пароход отойдет _ конечно _ не раньше рассвета. +
в) Ты _ может быть _ и не ждал меня
11. Запятая на месте пропусков ставится в предложении:
а) Ночь была лунная _ мягкая. +
б) Ночь была лунная _и мягкая.
в) Его поведение _ кажется _ всем странным.
12. Запятая на месте пропусков ставится в предложении:
а) Ты _ может быть _ и не ждал меня
б) Ты _ может быть _ ждал меня +
в) Его поведение _ кажется _ всем странным.
13. Запятая на месте пропусков ставится в предложении:
а) Ой ты Волга _ родимая Волга _ кто не любит твоих берегов!
б) Его поведение _ кажется _ всем веселым.
в) Ночь была лунная _и мягкая.
14. В каком варианте ответа верно указаны конструкции, осложняющие данное предложение:
Тут, в уютной квартире Мережковского на Литейной, сколько раз приходилось мне присутствовать при самых значительных, утончённых прениях, наложивших отпечаток на всю мою жизнь.
а) приложение, однородные члены, обособленное обстоятельство
б) уточнение, однородные члены, обособленное дополнение
в) уточнение, однородные члены, обособленное определение +
15. Укажите вариант ответа, в котором верно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
Музыка питается более глубокими корнями (1) и (2) опираясь на прошлое (3) она лучше видит будущее, чем мы (4) живущие в моменте и миге.
а) 1, 2, 3, 4 +
б) 2, 3
в) 1, 2, 4
16. Отметьте предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире:
а) Главный и неиссякаемый источник языка сам народ.
б) Бедность не порок. +
в) Чтение книг полезное занятие.
17. Укажите предложение, в котором вместо многоточия необходимо поставить запятую и тире:
а) Поселок, который расположился у подножия горы…был широко известным курортом.
б) Эти витязи морские… все ведь братья мне родные.
в) Маша, моя сестра…студентка технического вуза. +
18. Найдите предложение, в котором вместо многоточия необходимо поставить запятую и тире:
а) Эти витязи морские… все ведь братья мне родные.
б) Поле, дорога, обсаженная деревьями… всё было залито лунным светом. +
в) Поселок, который расположился у подножия горы…был широко известным курортом.
19. Укажите предложение, в котором необходимо поставить запятую:
а) Ни свет ни заря мы были на ногах.
б) Светлыми звездами нежно украшена тихая зимняя ночь.
в) Только к вечеру усталые и голодные вернулись мы домой. +
20. Укажите предложение, в котором необходимо поставить запятую:
а) Светлыми звездами нежно украшена тихая зимняя ночь.
б) Солнце краснея на глазах торопилось к горизонту. +
в) Ни свет ни заря мы были на ногах.
21. Отметьте предложения, в котором на месте пропуска ставится тире:
а) Мой девиз_ мыслить обо всём и писать понятно для всех. +
б) Голова без ума_ что фонарь без света.
в) Дома города_ точно груды грязного снега.
22. Выберите предложения, в котором на месте пропуска не ставится тире:
а) Прилет грачей_ признак начала весны.
б) Ласковое слово_ что весенний день. +
в) Айсберг_ это плавучая ледяная гора.
23. Отметьте предложения, в котором на месте пропуска не ставится тире:
а) Хорошо учиться_ вот наша задача.
б) Заяц_ самое робкое и беззащитное творение.
в) Наш край_ богат и прекрасен. +
24. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска запятая не ставится:
а) Ночью ветер злится_ да стучит в окно.
б) По путям с грохотом шёл длинный товарный поезд. +
в) Николай Иванович смотрит на него ласковыми_ добрыми и благородными глазами.
25. Определите предложение, в котором на месте пропуска ставится двоеточие:
а) В вестибюле, в коридоре, в кабинетах_ всюду толпились люди.
б) Пшеница, просо, овёс, подсолнух, кукуруза_ словом, всё уже созрело.
в) Шли в самое различное время_ и на рассвете, и вечером, и ночью. +
26. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска ставится тире:
а) У нас круглый год живут такие птицы_ голуби, воробьи, вороны.
б) Повсюду_ в клубе, на улицах, на скамейках, в домах_ происходили шумные разговоры. +
в) И река, и прутья верболаза, и этот мальчишка напоминали мне далёкие дни детства.
27. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
а) Вдали перед ним пестрели и цвели луга, и нивы. +
б) День был голубой, нежный, на диво солнечный.
в) Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне.
28. Укажите предложение, в котором на месте пропуска запятая не ставится:
а) Сияющий и весёлый_ принялся он в этот вечер за обычное своё занятие.
б) Впереди меня медленно идёт старик_ наклонив голову и размахивая руками.
в) Хорошо знающий законы_ адвокат отказался бы от защиты этого человека. +
29. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска ставится запятая:
а) Пошумев_ река успокоилась. +
б) По улице мчится_ сломя голову_ собачонка.
в) Авилов_ нехотя_ доплёлся до ворот.
30. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска запятая не ставится:
а) Несмотря на поздний вечер_ было душно.
б) Укорял он меня за то, что мы ничего не делаем, работаем_ спустя рукава. +
в) Вопреки предсказанию моего спутника_ погода прояснилась.