Тест с ответами: «Сложноподчиненные предложения»

1. Название придаточного сложноподчинённого предложения, к которому нельзя поставить вопрос:
а) Неопределённо-личное
б) Притяжательное
в) Присоединительное+
г) Указательное

2. Подчинительные союзы, которые относятся к изъяснительным:
а) Едва, лишь
б) Что, так, чтобы+
в) Словно, будто
г) Точно, чем

3. Определите, в чём отличие союза от союзного слова в сложноподчинительном предложении:
а) Союзное слово может состоять из нескольких слов, а союз только из одного
б) Союз является членом предложения, а союзное слово нет
в) Союзное слово является членом предложения, а союз нет+
г) В союзном слове больше букв, чем в союзе

4. В этом предложении КОГДА является союзным словом:
а) Когда труд – удовольствие, жизнь хороша.
б) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
в) Я сделаю это тогда, когда начнется праздник.+

5. Определите тип подчинения придаточных предложений.
а) Однородное.
б) Неоднородное. +
в) Последовательное.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

6. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
а) Мы заглянули в длинный деревянный сарай, где живут преступники.
б) Я был бы в отчаянии, если бы вы не согласились.
в) Англичанин этот, про которого я упомянул, ищет приключений.
г) Когда наступил вечер, ему стало ещё тяжелее.+

7. Выберите правильное утверждение.
а) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.+
б) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
в) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

8. Отметьте сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
а) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
б) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.+
в) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.
г) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно теряет свое обаяние.

9. Придаточное предложение может находиться в этой части сложноподчинённого предложения:
а) В начале предложения
б) В середине предложения
в) В конце предложения
г) В любой части предложения+

10. Определите, как отделяется придаточное предложение от главного в составе сложноподчинённого предложения:
а) Точкой
б) Запятыми+
в) Точкой с запятой
г) Тире

11. Данной придаточной части у сложноподчинённого предложения не бывает:
а) определительной
б) Притяжательной+
в) Изъяснительной
г) Обстоятельственной

12. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным:
а) Я не люблю жаркие страны, где солнце палит с самого утра
б) Смотри, как зеленеют деревья в саду+
в) Время шло медленнее, чем тикали часы
г) Дождь закончился так быстро, что земля под берёзой даже не успела намокнуть

13. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.
а) Несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветви распустившейся черемухи.+
б) В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.
в) Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.
г) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его.

14. Определите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
а) Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо.
б) Плохо, что звонят раньше времени. +
в) Куда иголка, туда и нитка.
г) Он заговорил так же внезапно, как и зашёл.

15. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным условия.
а) Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город.+
б) «Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница.
в) А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят!
г) Это произошло в то время, когда никого не было.

16. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным определительным:
а) Знаменитый спортсмен прыгнул намного дальше, чем ожидали судьи
б) Она выглядела так, будто ей не здоровилось уже много дней
в) Дайте мне такое дело, чтобы сердце радовалось+
г) Нужно прожить свою жизнь так, чтобы было о чём вспоминать в старости

17. Придаточное определительное предложение отвечает на следующие вопросы:
а) Как? Каким образом?
б) Где? Когда?
в) Почему? Зачем?
г) Какой? Чей?+

18. Предложение, в котором ЧТО является союзным словом:
а) Спасибо, что не забываете старика.
б) Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.
в) Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.+

19. Определите, в каком варианте придаточное предложение стоит перед главным в предложении(знаки не расставлены):
а) Река в этом месте совсем не такая где говорят сом утащил девочку за ногу под воду иная на ощупь и на вкус.
б) Лишь тёмно-зелёные почти чёрные водоросли начнут заполнять мелкий берег извиваясь как змеи появляются небольшие косяки угря рыбы похожей на отрезки каната.+
в) А есть ещё быстрины где река течёт сильнее с напором и видно глубокое дно.
г) Он впервые увидел так близко речку с её не очень большой водой с отмелями и бродом возле которого он не раздумывая раздевался и зачем-то переходил на тот берег.
д) А ещё есть осока вдоль берега корешки которой белые осклизлые и которые есть нельзя.

20. Определите, в каком варианте придаточное предложение стоит после главного в предложении:
а) Выходят из тумана и погружаются в туман медлительные белые коровы словно они приподнимают рогами набухшие белые клочья ваты.+
б) Вместо того чтобы сидеть на уроках он бродил вдоль реки упивался свободой и одиночеством близостью воды осоки старой вербы и краснопёрок в воде и живых чёрных водорослей.
в) Но в нём в девятилетнем мальчишке в те осенние минуты которые проводил он на берегу реки вызревал он сегодняшний.
г) Если выйти рано утром к речке то на отмели можно достать больщущую полосатую щуку с длинным носом чмокающую как поросёнок в корешках осоки.
д) Когда идёшь прохладной сочной траве на лугу покрытом туманом и сыростью отпечатывается след ступни.

21. Определите тип подчинения придаточных предложений.
а) Однородное. +
б) Неоднородное.
в) Последовательное.

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

22. Выберите часть речи, к которой относится придаточное со значением места:
а) Глаголу
б) Имени существительному
в) Имени прилагательному
г) Наречию+

23. Подчинительные союзы, которые относятся к причинным:
а) Когда, пока
б) Так как, потому что+
в) Несмотря на то что
г) Если, кабы

24. Определите, в каком сложноподчинённом предложении придаточное предложение находится в середине главного(знаки не расставлены).
а) И он увидел самого себя мальчишку в школьной форме по теперешней моде с погончиками при железных пуговицах с портфелем похожим на тот что купили сыну осенью.
б) И уж такой она была желанной эта речка что он услышал увидел её течение почуял запахи увидел листья вербы над водой.
в) Мальчишка замер метнулся в сторону от отца хотя тот был слишком рядом.
г) Когда он был в нескольких шагах мальчишка его услышал приподнял руку в нетерпении и оглянулся испуганно-торопливо и умоляюще.
д) И на листьях которые слегка пошевеливал ветер зелёных насквозь трепетало омывая их зыбким светом струистое отражение бликов на воде.+

25. Определите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.
а) Я не оставлю вас, пока не дадите мне ответа.
б) Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было.
в) Если бы не он, непременно вышла бы драка.
г) Говори скорее, потому что я не люблю неизвестности.+

26. Отметьте неверное утверждение.
а) Союзные слова только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но не являются членами придаточного предложения.+
б) Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств.
в) Придаточные дополнительные отвечают на вопросы косвенных падежей.

27. Выберите сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (знаки не расставлены).
а) Даже самые отъявленные хулиганы вроде Борьки Барабина умолкали слушая её астматический с придыханием негромкий голос и видя отблеск света на её измученном лице когда слушали её рассказ.
б) Они любили географию которую вела старая и больная полнотой женщина с трудом передвигающая ноги.
в) С Борькой Барабиным они учились в шестом классе сидели за одной партой потому что им было по пути домой.
г) Она пропускала уроки поэтому все были в восторге но в душе Олега каждый раз была утрата.
д) Несмотря на болезнь которая давно уже сделала географичку нетранспортабельной и вопреки тому что она безвыездно прожила сорок с лишнем лет в городе она когда-то сумела побывать в Швейцарии и в Африке и даже в Австралии.+

28. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным определительным:
а) Её волновали новинки техники и всякие открытия, которые сулили человечеству бог знает что.+
б) Мне было так весело на сенокосе, что не хотелось даже ехать домой.
в) Нурланов считался хорошим оратором, и все были уверены, что он не подведёт.
г) Молодые тетерева долго не откликались на мой свист, вероятно, оттого, что я свистел.
д) Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод.

29. Отметьте сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
а) Везде, где только было местечко, росли подсолнечник и укроп.
б) Только косы, чтоб не мешали, подобраны на затылке.
в) Ров и стена, где торгуют разносчики, обращены к городу.+
г) Теперь, когда всё решено, ты вздумала капризничать.

30. Определите сложноподчиненное предложение с придаточным места.
а) Я знаю, где ты был.
б) Мы любим дом, где любят нас.
в) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.+
г) Изредка осенью выдаются такие дни, когда над рекой стелется густой туман.

Легко сдаем