Ветеринария в Древней Руси

Зачатки ветеринарии

До XI в. природа на Руси рассматривалась как что-то мистическое. В XI-XIII вв. стали появляться первые научные подходы к объяснению живого и неживого мира. Правда, наука в ту эпоху была стихийной.
Для многих славян основным источником материальных благ и пищи являлись одомашненные животные и земля. Ценные вещи, например, меха, золото, денежные средства… часто хранились в сундуках, называемых скотницами. Это говорит о том, что домашняя скотина имела большое значение для славян.

По причине появления христианства (X в.) Киевская Русь сблизилась с Византией, некоторыми западноевропейскими и азиатскими странами. Это положительно сказалось на экономике и культуре Древней Руси. У славян стала быстрее распространяться грамотность. Особенно широко это проявилось во времена правления Ярослава Мудрого.
Заимствованная из Византии православная религия принесла в Древнюю Русь и установившуюся там связь церквей и монастырей с лечением. Монастыри на Руси выполняли в это время роль хранителей и распространителей знаний, в том числе по медицине. При этом приоритетными были знания византийских ученых. Это был выдающийся факт, имеющий исключительно прогрессивное значение в истории Руси.
Наши предки познакомились с культурным наследием античности раньше многих европейских держав. В XI-XIV вв. появилось много переводной литературы, преимущественно с греческого и латинского языков. При соборах и монастырях устраивались первые библиотеки. Стали появляться первые труды славян, в которых рассматривались вопросы, касающиеся лечения животных.

Дошедшие до нас письменные упоминания о медицине содержат в себе летописи и древний свод законов, начиная с XI века. В 73-76 гг. Х в. записаны «Изборники Святослава», содержащие фрагменты библии, византийские сочинения, медико-гигиенические моменты.
В числе первых переводных сочинений, обращавшихся в Древней Руси в тот же период, следует отнести трактаты: «Физиолог», «Христианская топография». Содержание данных сочинений представляет собой удачный сплав античности со специфически христианским мировоззрением, где содержатся аллегорические трактовки различных (часто баснословных) свойств животных, растений и минералов, а также естественнонаучные данные, имеющие отношение к медицинской практике.

Лечение

В городах и сельской местности в X-XIII вв. развивалось ремесленничество. Самыми востребованными были услуги и продукция кузнецов, коневых целителей, коновалов. Информацию об этих направлениях ремесленничества содержат летописи, написанные в Киевской Руси, и новгородские писцовые книги. О чем это говорит? В рассматриваемую эпоху Древняя Русь располагала своими ветеринарами. Борьбой с недугами животных в первую очередь занимались самоучки – потомки врачевателей. Чуть позже появились такие ветеринарные специалисты как коновалы. Такие специалисты были востребованы даже в первой половине прошлого столетия, так как лошади были главной тягловой силой – гарантом сытой жизни.

Княжескими хозяйствами находились под началом специальных доверенных лиц – управляющих («тиунов»), руководивших пастухами, кузнецами, шорниками, коновалами…

Часто при монастырях содержалось большое количество скота, закладывались ботанические сады, в которых выращивались различные местные и экзотические растения. Монахи стали изучать эффект воздействия трав и минералов на живые организмы, читали отечественную и иностранную литературу по разведению и лечению животных. Они смотрели на лекарства через призму религии и природы.
Надо сказать, что принятие христианства мало что изменило в практических подходах к медицине и ветеринарии. Средневековые суждения о причинах заболеваний, связанных с божественным наказанием, не вошли в противоречие со старыми верованиями. Монахи заменили языческих жрецов, вместо изгнания духов начали практиковать экзорцизм, благословение, молитву. Языческого бога Велеса, под опекой которого находилось скотоводство, сменил святой Георгий.
В IX-XIV вв., несмотря на становление медицинской и ветеринарной профессий, подчиненных Церкви, в условиях влияния язычества, малой численности и ограниченной доступности монастырей и «коневых лекарей» (коновалов), чаще всего ветеринарную помощь неимущим слоям населения оказывали не монахи или врачи-ремесленники, а языческие жрецы-шаманы (волхвы, а позже знахари, ведуны).

И хотя «Устав о церковных судах» князя Владимира (X в.) поставил деятельность волхвов и ведьм вне закона, но церковь не смогла искоренить народное врачевание. Они использовали многовековой опыт народа, различные природные лекарственные средства, заговоры и заклинания. Например, при болезнях лошадей применялась крапива и любисток медицинский. Крупному рогатому скоту при метеоризме были положены ноготки лекарственные (календула) и каштаны, для коз – листья ясени, а свиньям – порошок раковины улиток. В случае бешенства рекомендовались головы жаворонков, в то время как укушенные раны покрывались медом, яичным белком и минералом сердоликом.
Одними из самых популярных и универсальных способов лечения человека и животных в Средневековье было установление заволок и кровопускание. Часто для последнего использовалась медицинская пиявка. Этот метод сохранился до XVIII-XIX вв., когда он был очень модным. Так, например, только в 1833 г. во Францию было доставлено 41 миллион пиявок, чтобы удовлетворить потребности рынка.

Гигиена и санитария

В период с XI по XIV век народы, проживающие на территории Руси, уже были знакомы с важными и элементарными основами гигиены. Так, для возведения животноводческих объектов отводился хорошо проветриваемый, возвышенный участок с низким залеганием грунтовых вод. При этом предпочтение отдавалось местности, соседствующей с близлежащим источником питьевой воды. Археологические находки, в частности предметы, использующиеся в домашнем обиходе (речь идет о ножах, конских скребницах и др.), позволяют сделать вывод, что в это время тщательно следили за состоянием копыт.

Наши владели простейшими способами консервирования мясного и рыбного сырья, то есть получали копченую и вяленую продукцию. Считалось, что благодаря дыму продукты не разлагаются, не поражаются насекомыми и «заразой». По этой причине массовая гибель домашней живности служила поводом для раскладывания костров и обработки дымом жилых и хозяйственных построек. Был распространены и другие способы сохранения пищи – посол и замораживание. Христианство наложило запрет на употребление медвежатины и мяса павших обитателей леса. Славяне в то далекое время качество мяса определяли посредством визуального анализа –органолептической оценки.

Военная ветеринария

Лошадей и людей, участвовавших в частых военных баталиях, поражали разные недуги. Дело нередко доходило до эпидемий. Носителями патогенов являлись иноземные захватчики. Об этом свидетельствует летопись, дотированная 1237 годом. Если верить автору, все, что не было уничтожено татарскими войсками, сгинуло из-за массовых заболеваний, развитию которых способствовал голод.

Уже тогда существовала классификация ран боевых лошадей – колотые, рубленые и др. Против ушибов, растяжений сухожилий и прочих травм животных использовали народные средства. При этом в качестве целителей выступали воины. Кровоточащие раны перевязывали сухим, прокипяченным холстом после предварительной обработки дегтем, золой и составами из сырья растительного происхождения. С наступлением мирного времени борьба с недугами лошадей становилась задачей кудесников, коновалов и знахарей. Животным оказывалась помощь при хромоте, отеках. Жеребцов кастрировали.

Большое внимание уделялось полноценному кормлению, уходу за кожей, гривой, копытами лошадей.

Легко сдаем